В связи с участившимися случаями поступления в органы прокуратуры информации об отсыпке земельных участков отходами от сноса зданий (сооружений), природоохранной прокуратурой разъясняется следующее.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, отходы «мусор от сноса и разборки зданий несортированный (строительный мусор, полимерные отходы, минеральное волокно, древесные отходы и др.)» являются отходами IV класса опасности (код отхода 8 12 901 01 724).
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Абзацем 1 ч. 2 ст. 51 этого же Федерального закона установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Статьей 12 Закона об отходах установлен запрет, в том числе, на захоронение отходов в границах населенных пунктов, а также размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объект размещения отходов.
В силу п. 2 ст. 13 Земельного Кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами, в т.ч. с отходами, образующимися при строительстве, к гражданам и должностным лицам может применяться (ст. 28 Закона об отходах):
административная ответственность;
гражданско-правовая ответственность
уголовная ответственность.
К юридическим лицам и ИП за нарушения при вывозе строительных отходов:
может применяться административная ответственность в случаях, установленных законодательством об административных правонарушениях;
могут быть предъявлены иски о прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства РФ в области обращения с отходами (ст. 29 Закона об отходах);
может применяться гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также за вред имуществу юридического лица (п. 1 ст. 1064 ГК РФ). Вред, причиненный работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей, также возмещает работодатель (п. 1 ст. 1068 ГК РФ).
Кодекс РФ об административных правонарушениях не устанавливает специальной ответственности за нарушения при обращении со строительными отходами. За эти нарушения к ответственности привлекают на общих основаниях - как за нарушения природоохранного законодательства в области обращения с отходами, а также за нарушение санитарных норм и т.п., в частности:
1) Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по охране окружающей среды, в т.ч. при сборе, накоплении и транспортировании отходов.
По общему правилу, если такое нарушение допущено впервые, оно не повлекло установленных вредных последствий и не имеет иных квалифицирующих признаков, то к ответственности привлекают по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Юрлицо в этом случае могут оштрафовать на сумму от 100 000 до 250 000 руб., ИП - на сумму от 30 000 до 50 000 руб., должностное лицо - на сумму от 10 000 до 30 000 руб., гражданина - на сумму от 2 000 до 3 000 руб. К юрлицу или ИП вместо штрафа могут применить административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ).
Если в течение года указанное правонарушение совершается повторно , то лицо подлежит привлечению к ответственности по ч. 2 ст. 8.2 КоАП РФ.
Административная ответственность установлена и за иные нарушения требований по охране окружающей среды, в частности:
за выгрузку или сброс с автомототранспортных средств и прицепов к ним отходов вне объектов размещения или мест (площадок) накопления отходов ответственность предусмотрена ч. 3.1 ст. 8.2 КоАП РФ, а за те же действия, совершенные с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин, - ч. 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ. За повторные нарушения наказание установлено ч. 3.2 и 3.4 ст. 8.2 КоАП РФ соответственно;
неисполнение обязанности по отнесению отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или по составлению паспортов отходов I - IV классов опасности ответственность предусмотрена ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ;
неисполнение обязанности по учету отходов ответственность предусмотрена ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ;
2) Статьей 6.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.
По общему правилу, если такое нарушение допущено впервые, оно не повлекло установленных вредных последствий и не имеет иных квалифицирующих признаков, то к ответственности привлекают по ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ. Юрлицо в этом случае могут оштрафовать на сумму от 250 000 до 350 000 руб., ИП - на сумму от 50 000 до 60 000 руб., должностное лицо - на сумму от 30 000 до 40 000 руб., гражданина - на сумму от 2 000 до 3 000 руб. К юрлицу или ИП вместо штрафа могут применить административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ).
Если в течение года указанное правонарушение совершается повторно, то лицо подлежит привлечению к ответственности по ч. 2 ст. 6.35 КоАП РФ.
Административная ответственность установлена и за иные нарушения санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. В частности, ч. 4 ст. 6.35 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение таких требований при размещении отходов для некоторых случаев.
Кроме того, требования об обращении с отходами (в т.ч. со строительными отходами) могут устанавливаться законами и иными НПА субъектов РФ, а также муниципальными НПА (п. 1 ст. 2 Закона об отходах). Административная ответственность за нарушения таких законов и НПА может быть предусмотрена законами субъектов РФ. Это следует из п. 1 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ. |