MENU

►Назад

«О вопросах ввода и применения на территории Сахалинской области повышающих коэффициентов при начислении платы гражданам за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета потребляемых энергоресурсов и при наличии технической возможности их установки»

   Политика «стимулирования» граждан устанавливать приборы учета потребляемых энергоресурсов широкомасштабно была начата Правительством Российской Федерации в 2014 году, когда были приняты кардинальные изменения в действующее на тот момент законодательство Российской Федерации.
   Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 года № 1380, приложение № 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 306, было дополнено пунктами 8(1), 9(1), 18(1), 22(1), 26(1), 27(1), 29(1), 36(1), 37(1), 39(1).
   Указанные пункты регламентируют применение к нормативам потребления коммунальных услуг повышающих коэффициентов при отсутствии приборов учета потребляемых энергоресурсов и при наличии технической возможности их установки:
-с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,1;
-с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 1,2;
-с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1,4;
-с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1,5;
-с 2017 года - 1,6.
   В связи с тем, что применение с 2015 года указанных коэффициентов на территории Сахалинской области с учетом установленных значений предельных (максимальных) индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, привело бы к росту фактически вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, относительно декабря 2014 года (от 10 % с начала 2015 года до 77,8 % к концу 2016 года и далее - еще больше), что в свою очередь способствовало бы росту социальной напряженности среди населения региона. Правительством Сахалинской области было принято решение о неприменении в 2015 году повышающих коэффициентов на территории Сахалинской области (данное решение действует и на сегодняшний день).
   Стоит отметить, что многие субъекты в Российской Федерации также до сих пор не применяют на своих территориях повышающие коэффициенты (некоторые, при этом, принимали решения в вводе коэффициентов, но потом отменяли такие решения).
   Вместе с тем, с 2016 года Правительство Российской Федерации планирует в корне изменить структуру платы населения за коммунальные услуги и ужесточить меры к тем гражданам, кто так и не установил приборы учета потребляемых энергоресурсов.
   Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по поручению Правительства Российской Федерации в 2015 году был подготовлен и на сегодняшний день проходит процедуру согласования в профильных комитетах Государственной Думы Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме».
   В рамках указанного проекта постановления предполагается внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и ряд других федеральных нормативных правовых актов, в том числе, в части переноса общедомовых нужд из коммунальной услуги в жилищную услугу и установления, в связи с этим, новых нормативов - нормативов потребления коммунальных услуг для жилых помещений и нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов для мест общего пользования, увеличения повышающих коэффициентов, которые будут применяться при начислении платы гражданам при отсутствии приборов учета и т.д.
   В части повышающих коэффициентов указанные изменения в действующее законодательство Российской Федерации, в том числе, предполагают и следующее:
1.Применение повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг при отсутствии индивидуального прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и наличии технической возможности установки таких приборов учета:
-с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 3;
-с 1 июля 2016 г. и далее - 5.
2.Применение повышающих коэффициентов при потреблении коммунального ресурса на содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия общедомового прибора учета:
-в период с 1 апреля 2016 г. по 30 марта 2017 г. к нормативам потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленным по состоянию на 1 сентября 2015 года (т.е. к действующим нормативам), при расчете платы будет применяться повышающий коэффициент 3;
-в последующие периоды, начиная с 1 апреля 2017 года и далее, - к нормативам потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации (новые нормативы, которые предполагается установить в 2016 году), при расчете платы гражданам будет применяться повышающий коэффициент 5.
   По информации Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, указанные выше изменения в действующее законодательство Российской Федерации будут приняты уже в 1 квартале 2016 года и будут обязательны для исполнения всеми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Это факт.
   Что же касается Сахалинской области, то на сегодняшний день все более и более становится очевидно, что так или иначе Правительство Сахалинской области будет вынуждено принять соответствующее решение и повышающие коэффициенты все-таки придется вводить на территории Сахалинской области.
   Учитывая, что применение повышающих коэффициентов на территории Сахалинской области с 2016 года и далее при отсутствии приборов учета потребляемых энергоресурсов и при наличии технической возможности их установки приведет к росту платы граждан за коммунальные и жилищные услуги, что крайне негативно скажется на благосостоянии большинства жителей региона (особенно, это коснется социально-незащищенных слоев населения), в том числе, и в связи с тем, что применяются данные повышающие коэффициенты при начислениях платы без учета роста тарифов, Правительством Сахалинской области по поручению Губернатора Сахалинской области О.Н.Кожемяко в настоящее время рассматриваются различные возможные варианты предоставления, в связи с этим, субсидий за счет средств регионального бюджета отдельным категориям социально-незащищенных слоев населения, а также сам механизм (или порядок) субсидирования (например, гражданам, являющимся собственниками жилых помещений и проживающим на территории Сахалинской области, - малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, гражданам пенсионного возраста (женщинам старше 60 лет, мужчинам старше 65 лет), инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, получателям субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг), в том числе, на возмещение затрат на приобретение и установку приборов учета потребляемых энергоресурсов, на компенсацию разницы платы с применением повышающих коэффициентов и без применения таких коэффициентов, и т.д.
   В заключении, хотелось бы порекомендовать всем жителям Сахалинской области, являющимся собственниками жилых или нежилых помещений в многоквартирных домах, собственниками частных жилых домов и не установившим до настоящего времени приборы учета потребляемых энергоресурсов, во избежание резкого роста платы в 2016 году за коммунальные и жилищные услуги все-таки по возможности приобрести и установить приборы учета как индивидуальные в квартирах многоквартирных домов и частных жилых домах (приняв такое решение самостоятельно), так и общедомовые в многоквартирных домах (приняв такое решение на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома).